Ты всё ещё видишь рай и ад глазами морали и безнравственности. Рай и ад — просто состояние наших умов. Они отражают нашу удовлетворённость, и также проявляют наше состояние неудовлетворённости.
Они символизируют наши стремления, наше желание счастья и нежелание печали. Они — показатели нашей привязанности или непривязанности. О том, кто свободен от вожделения и удовлетворён своими обстоятельствами, говорят: «живёт на Небесах», потому что такой человек свободен от похоти, гнева и жадности. А при отсутствии удовлетворения похоть, гнев и жадность навечно прокладывают греховный путь человеку.
И такой недовольный человек, даже имея все пути к счастью и получив все блага мира, всегда будет иметь состояние ума, подобное аду. Другими словами, чтобы попасть в рай, нам нужно покончить с адом внутри нас. Рай — не улучшение ада, а ад — не падение рая.
В тот момент, когда ад внутри нас разрушается, в тот же миг исчезает и необходимость в рае, так как рай — всего лишь мечта терпящего страдания ада. Это его желание. Где заканчивается ад, там также пропадает и желание попасть на Небеса. А когда разница между раем и адом исчезает, такое состояние называется «спасение» (мукти) и «просветление» (мокша).
Махадев.